Гродненское кольцо – система дорог в обход центра города – будет полностью завершено уже к июлю следующего года.
В ближайшие годы, убеждают проектировщики дорог, транспортная проблема, прежде всего заторы и переизбыток машин в исторической части города, исчезнет полностью. И это несмотря на то, что по уровню автомобилизации наш город уже вошел в 2020 год.
И проектировщиком, и заказчиком, и генподрядчиком обширного дорожного проекта впервые в одном лице выступило УПП «Институт Гродногражданпроект». Такой подход, по словам его директора Владимира Дешко, позволяет мало того, что сократить сроки ввода объекта в эксплуатацию, но и значительно снизить стоимость работ. Владимир Иосифович выступил в качестве гида, пригласив журналистов в поездку по Гродно. Активно достраиваются элементы кольцевой – Юго-Западное и Северо-Восточное полукольца. Первые их части примут автомобили уже в конце этого года.
На юго-западе города строители наконец-то соединяют прямой и короткой дорогой Вишневец и Фолюш. Новая дорога, которая протянется от кольца на улице Славинского мимо «Химволокна», «Палестины» через станцию Лососно до улицы Суворова и дальше до продолжения улицы Ольги Соломовой, уже практически готова. Например, на путепроводе через железнодорожные пути осталось уложить лишь пару балок: асфальт по одной его стороне уже проложен. Эскиз дороги уже дотянулся и до Фолюша, тут пока ведется подготовка к укладке покрытия. «Собачья горка» у психдиспансера уже стала долиной для транспортной реки
Эта часть кольцевой мало того, что свяжет близко расположенные районы, но и позволит строителям в перспективе сэкономить на возведении нового спального района Южный. При поездке к нему и обратно, например от улицы Суворова, экономим около 20 километров!
Рядом заканчивается и реконструкция некогда проблемной улицы Суворова. Вторую очередь объекта сдадут уже в конце ноября. Если погода не подведет, до конца года закончат и третью очередь реконструкции.
Пока же в изоляции оказалась Девятовка. Тут мало того, что закрыли проезд по улице Брикеля, но и переезд через железнодорожные пути сегодня открыт только для строительного транспорта.
Впрочем, уже в конце ноября жители района вздохнут спокойнее: откроют проезд по обновленной улице Брикеля – она станет четырехполосной, а перекресток с улицей Тавлая будет заменен кольцевой развязкой.
Сколько же в конечном счете будет стоить городу дорога, пока неизвестно. Если на реконструкцию, например, БЛК, улиц Болдина и Весенней потратили около 13 миллиардов рублей, то кольцевая уже «съела» около 50 миллиардов, до конца же года строители планируют довести эту цифру до 90 миллиардов.
Несмотря на то, что с начала года битум, например, подорожал в два раза, щебень и цемент тоже выросли в цене, Владимир Дешко уверен, что дорога окупит себя буквально за год. Расчетная экономия топлива при поездках по кольцу около 15 процентов. Меньше «жечь» будут не только частные машины, но и общественный транспорт и автомобили различных организаций.
Меньше топлива, меньше выбросов – вот ответ тем, кто протестует против вырубки деревьев на пути новых магистралей. К слову, в планах строителей и озеленение территорий вокруг дорог. Мол, деревьев посадят куда больше, чем вырубили теперь.
То, что казалось несбыточным, может осуществиться уже в ближайшие годы: по историческому центру будут курсировать лишь троллейбусы. Любой другой транспорт пойдет в обход. План малого кольца в центре города уже существует, реализация его, возможно, – дело нескольких лет. Тем более, утверждает Владимир Дешко, не так много для этого надо построить. Продлить улицу Подгорную до Буденного участком в несколько сотен метров да построить дорогу-дублер Большой Троицкой по долине Городничанки.
В ближайшей перспективе – исчезновение пробок с проспектов Клецкова и Янки Купалы. Уже в следующем году появится пешеходный путепровод у Румлевского моста. В планах значится и реконструкция автомобильного путепровода на пересечении этих улиц: уже сейчас с потоком транспорта он не справляется.
Впрочем, для водителей приятной новостью будет и планирование двух новых автомобильных мостов через Неман.
Продлевать улицу Южную до старого военного железнодорожного моста на объездной дороге начнут скорее всего в течение двух лет. Необходимо построить всего 900 метров дороги. Сам мост после реконструкции сможет пропустить через себя четырехполосную магистраль, которая дальше, через минскую трассу, «выскочит» к улице Карского.
Второй мост необходимо построить уже на севере Гродно. Сырьевая база Гродненского КСМ находится на другой стороне реки – до деревни Баля-Сольная рукой подать – грузовики едут через весь город в одну сторону, наезжая более 20 лишних километров. Сам же мост позволит легче выезжать из города в направлении Августовского канала.
Может, через несколько лет Гродно наконец-то станет самым быстрым из всех областных центров? Пока, по словам гостей города, мы лидируем по количеству времени, теряемого в пробках.
Сергей ГАВРИЦКИЙ «Гродзенская праўда».
|